Цели пилотного проекта
Цель эксперимента заключается в изучении различных моделей и потенциальных решений в контексте новой системы высшего образования. Ключевая задача – в объединении успешного опыта советской и российской систем образования с целью выпуска высококвалифицированных специалистов в различных отраслях.
В рамках данного проекта предусмотрены два новых уровня высшего образования: базовый и специализированный. Аспирантура станет уровнем профессионального образования. На уровне специализированного высшего образования будут функционировать программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Основные изменения в системе высшего образования
С момента введения систем бакалавриата и магистратуры уже прошло 15 лет, и за это время было выявлено несколько серьезных проблем:
-
Существует предвзятое отношение со стороны работодателей, при котором не все организации готовы принимать на работу бакалавров в сложных специальностях, полагая, что четыре года обучения недостаточно для освоения профессии.
-
Программы магистратуры слишком разнообразны, и не во всех учебных заведениях они имеют реальную прикладную и практическую ценность.
-
Существует необоснованная стандартизация сроков обучения для всех специальностей в одной отрасли. Представители некоторых специальностей не успевают освоить все необходимые знания за отведенное время, тогда как другие тратят время неэффективно, так как уже обладают нужными навыками.
Все эти сложности показали, что система высшего образования в России должна быть более организованной, гибкой и прозрачной. Поэтому Министерство образования в течение года разработало новую национальную систему в/о с определенными изменениями.
Изменения в учебном процессе
В соответствии с Указом, новая национальная система высшего образования предусматривает три самостоятельных уровня, каждый из которых подтверждается отдельным дипломом и является добровольным:
-
Базовый уровень, соответствующий текущему уровню бакалавриата.
Продолжительность обучения на этом уровне составит от 4 до 6 лет, в зависимости от выбранной специальности. После успешного завершения обучения выпускник может приступить к трудовой деятельности или продолжить обучение на следующем уровне за счет государства.
-
Специализированный уровень, эквивалентный магистратуре.
Этот уровень доступен для соискателей, имеющих базовое высшее образование, но не является вторым высшим образованием. Продолжительность обучения на специализированном уровне составит 1-3 года, в зависимости от выбранной специальности, аналогично базовому уровню.
-
Профессиональный уровень, представляющий аспирантуру.
В новом Указе Президента нет изменений в системе обучения аспирантов. Аспирантура по-прежнему будет служить местом подготовки высококвалифицированных научных и преподавательских кадров. Для поступления в аспирантуру необходимо обладать дипломами базового и специализированного уровней образования.
Важно! В соответствии с указом, изменения в системе высшего образования будут направлены на улучшение ее функционирования и подготовку высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворить долгосрочные потребности экономических и социальных отраслей.
Изменения в оценочной системе
Поскольку проект еще находится на этапе разработки, говорить о точных изменениях пока рано. Но некоторые предложения, всё же, выдвигаются.
Если выпускник с гуманитарным базовым образованием желает перейти на специализированное направление, например, в области атомной физики или компьютерных наук, возникает вопрос о возможности такого перехода.
Некоторые эксперты и законодатели высказывают мнение о необходимости введения ограничений на этот процесс, чтобы учебные заведения не оставляли его полностью на свое усмотрение. В свою очередь, вузы могут проводить вступительные испытания, собеседования и адаптационные курсы для выравнивания образовательного уровня поступающих.
Поднимается вопрос о соответствии между базовым и специализированным уровнями образования. Это может включать углубление знаний в определенной области или развитие навыков в новых областях, например, в области управления или права. Решение этого вопроса все еще находится в процессе тестового применения в университетах.
Важно! На данный момент для поступления в магистратуру нет законодательно установленных ограничений или требований дополнительных экзаменов. Правила приема на магистерские программы будут дальше разрабатываться и уточняться.
Что касается аспирантуры, для ее окончания требуется защита диссертации, которая регулируется законодательством о науке, а не об образовании. С 2014 года аспирантура стала самостоятельным уровнем образования, и аспиранты, поступившие после этого периода, получали диплом о третьем уровне образования, а защита диссертации была их выбором.
Впоследствии право на получение такого диплома было отменено. Вопрос о возможном возвращении этой практики и признании защиты диссертации третьим уровнем образования пока остается открытым и будет уточняться в процессе пилотного проекта.
Изменения в подходе к подготовке кадров
Реформа образовательной системы будет способствовать повышению качества подготовки кадров, отвечающих потребностям рынка труда. Гибкость новой системы позволит адаптировать образовательные программы к требованиям современной экономики.
Один из ожидаемых результатов изменений – осознанный выбор направления обучения абитуриентами. Различие в сложности и продолжительности обучения потребует внимательного подхода к выбору пути развития. В результате увеличится количество выпускников, обладающих качественной профессиональной подготовкой.
На рынке труда выпускников с бакалаврской степенью часто воспринимают как неполноценных специалистов. Несмотря на то, что бакалавриат является законченным высшим образованием, работодатели предпочитают кандидатов с магистерской степенью.
Внедрение новой системы позволит лучше овладеть профессией, а работодателям будет доступен широкий выбор специалистов. Кроме того, обучающимся и выпускникам будет проще повышать свою квалификацию.
Ожидаемые результаты пилотного проекта
Набор студентов в группы с новыми программами является лишь первым этапом формирования национальной образовательной системы. Указ, который запускает этот проект, охватывает период с 2023/2024 по 2025/2026 годы. После этого будет проведен анализ эффективности новой программы, внесены корректировки и запущены следующие этапы изменений.
Улучшение качества образования
Улучшение качества образования означает внедрение мер и изменений в образовательную систему с целью повышения эффективности, результата и соответствия образовательного процесса современным требованиям и потребностям студентов и их будущих работодателей.
Такой результат ожидается в первую очередь из-за установки четких сроков обучения для каждой специальности.
Увеличение конкурентоспособности выпускников
Увеличение конкурентоспособности выпускников означает, что выпускники образовательных учреждений будут обладать навыками, знаниями и компетенциями, которые делают их привлекательными и востребованными на рынке труда.
Это означает, что они имеют преимущество при поиске работы и могут успешно конкурировать с другими кандидатами. Увеличение конкурентоспособности выпускников может будет достигнуто благодаря введению одинаковых стандартов и требований.
Снижение безработицы среди молодежи
Из-за предвзятого отношения работодателей к современным выпускникам, многие молодые люди не могут устроиться на желаемую работу. Везде требуется опыт, либо дополнительное образование. Новый проект призван полностью решить эту проблему.
Заключение
Успехи и опыт, накопленные «пилотными» вузами в результате эксперимента, будут переданы другим университетам с целью внедрения новой системы высшего образования. Это позволит другим учебным заведениям использовать лучшие практики и учиться на полученных результатах, чтобы успешно осуществить переход на новую модель образования.
Таким образом, опыт вузов-первопроходцев будет ценным ресурсом для остальных университетов, помогая им внедрить инновации и улучшить качество образования.