Ситуация с импортозамещением ПО в России в 2023 году
В 2023 году появилась возможность подвести промежуточные итоги того, как идет импортозамещение в сфере ПО, какие меры государственной поддержки были приняты, оказали ли они ощутимый эффект, насколько Минцифры своевременно и гибко реагировала на перемены. В отличие от 2022 года компании могут уже выстроить осознанную и взвешенную стратегию перехода на российское ПО.
Почему возникла необходимость импортозамещения ПО
2022 год внес свои коррективы как в рынок IT-продуктов, так и в российскую экономику в целом. Из-за сложной международной обстановки и введения санкций, многие вендоры частично или полностью прекратили сотрудничать с российскими заказчиками.
Часть вендоров покинула российский рынок, убрав с него свои IT-продукты, и прекратила техническую поддержку уже купленных, лишив пользователей возможности обновления и расширения функционала. Это привело к необходимости в срочном порядке заменять зарубежное ПО на отечественное, которое было бы независимо от санкций и решений западных компаний, при этом позволяло бы российским организациям и отраслям продолжать нормально функционировать.
Последствия ухода западных вендоров
И частные, и государственные организации столкнулись с реальной необходимостью импортозамещения. Из-за санкционной политики Европы и США многие зарубежные организации были вынуждены покинуть российский рынок.
И сферу IT это затронуло в значительной степени – компании не только прекращают выпуск новой продукции и взаимодействие с РФ, но и гарантийное обслуживание, модернизацию и обновление ПО, которое используют отечественные компании. Это снижает функциональный потенциал IT-продуктов, делает их недоступными или уязвимыми с точки зрения кибернетической безопасности.
У российских компаний, использующих зарубежные ПО и их комплектующие, появилось несколько выходов из сложившейся ситуации, и каждый из них сопряжен с определенными рисками:
-
использование уже приобретенных ПО – но без поддержки зарубежных поставщиков обновления становятся недоступными, повышается уязвимость программ, ограничивается их функционал;
-
использование нелицензионных IT-продуктов (фактически легализация «пиратства») – с одной стороны это кажется выходом из сложной ситуации, с другой такое решение имеет свои риски: нарушение интеллектуальных прав, дискредитация игроков рынка, высокий риск приобретения некачественного или вредоносного ПО;
-
покупка IT-продуктов через параллельный импорт – такое решение предпочитают компании, которые долгое время работали лишь с зарубежным ПО и не готовы от него отказаться, даже если параллельный импорт негативно сказывается на развитии отечественной отрасли;
-
использование IT-продуктов, которые находятся в открытом доступе – такое решение позволяет быстро перейти на аналоги, однако далеко не все серьезные и узкоспециализированные программы можно найти;
-
создание собственных IT-продуктов «под ключ» – такая возможность есть только у крупных организаций, готовых к серьезным затратам из своего бюджета, однако подобные ПО не всегда способы соответствовать установленным стандартам качества, они не проходят должную проверку;
-
использование российских аналогов западных IT-продуктов – это наиболее приемлемая стратегия, но и она имеет свои риски: нехватка этих самых аналогов или несоответствие их функционала потребностям заказчика; несовместимость отечественного ПО с другими комплектующими.
Какой бы вариант не был выбран, важно понимать и отслеживать возможные риски, а переход совершать планомерно и продуманно.
Каких целей требуется достичь
С одной стороны, импортозамещение в сфере IT, в силу сложившихся международных условий и санкционной политики, вызвано необходимостью. С другой, выбранная Минцифры стратегия имеет четко поставленные цели:
-
обретение независимости отечественного IT-сектора, при которой западные вендоры не могут управлять функционалом и обновлением ПО;
-
укрепление кибербезопасности данных, которые используют как государственные, так и частные компании в РФ;
-
поддержание стабильного функционирования организаций (в том числе и государственных) и экономики в целом;
-
развитие российской IT-отрасли;
-
поддержка IT-специалистов через льготы, преференции, бонусные программы;
-
сохранение человеческого капитала в стране;
-
появление конкурентоспособных игроков на мировом рынке информационных технологий.
Часть из представленных целей уже активно реализуется Минцифрой и, если в 2022 году эта реализация была только «на бумаге», то есть, закреплена на законодательном уровне, то в 2023 ожидается проявление уже проделанных шагов на практике.
Шаги, предпринятые государством в сфере импортозамещения в условиях санкций
На самом деле 2022 год не положил начала политике, направленной на импортозамещение ПО. Меры по реализации этой стратегии начали приниматься задолго до СВО. Так, например, еще в 2015 году возникла идея создать реестр отечественного ПО, а в 2016 году он уже появился.
Также вышло несколько законодательных актов:
-
утвержден план импортозамещения ПО;
-
установлен курс на отказ от зарубежного ПО для объектов критической информационной инфраструктуры;
-
внесены изменения в систему и принципы политики в области госзаказов;
-
утвержден классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных и пр.
С одной стороны государство создало перечень запрещенных или «нежелательных» программ, с другой – активно работало над поддержкой отечественной IT-отрасли:
-
отдавало предпочтение в госзакупках аккредитованным IT-компаниям и тем разработчикам и правообладателям, продукт которых есть в реестре отечественного ПО;
-
предоставляла гранды на разработку, кредитные каникулы, льготный налоговый режим, давало возможность избегать компаниям различных обязательных проверок;
-
поддерживало специалистов с помощью льготной ипотеки, отсрочки от армии, а в 2022 и от мобилизации.
Все это примеры стратегии в рамках политики импортозамещения ПО. Согласно данным Минцифры, наиболее положительный эффект господдержки был в льготном налоговом режиме. Компании, которые их использовали последние 2 года (таких компаний было 41%) отметили рост прибыли – 43% (а в предыдущий период было 11%), а также увеличение численности сотрудников – 24% (а раньше 4%).
Если в 2015-2016 годах импортозамещение шло слишком медленно, то 2022 год внес свои коррективы и уход вендоров привел к резкой необходимости ускорить переход на отечественное ПО.
Но если 2022 год был шоковым для IT-отрасли, то в 2023 ситуация стала налаживаться, появилось понимание того, какое ПО нужно, с помощью каких инструментов будет меняется софт. Освободившийся рынок привлек не только новых отечественных разработчиков, но и восточных поставщиков. Компании начинают тестировать новое ПО, интегрировать его, ведь появилась возможность выделить на это бюджет. Также в 2023 году ожидается, что введенные в предыдущем году меры поддержки начнут ощущаются.
Важно! При положительном прогнозе ведущие игроки рынка ожидают в ближайшем будущем определенной стандартизации отечественной IT-отрасли, повышения конкурентоспособности, а импортозамещение станет для компаний нормой, как и работа только с отечественным ПО и поставщиками из дружественных стран. По заявлению Минцифры в 2023 году до 80% IT-продуктов уже подобраны или созданы отечественные аналоги.
Выгоды и угрозы импортозамещения
Любое политическое или экономическое явление имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Более того, из каждого обстоятельства компания может извлечь плюсы и, одновременно с этим, столкнутся с минусами.
Преимущества, которые дает переход на отечественные ПО:
-
развитие отрасли, которое поддерживается государством в виде преференций, бонусов, льготных программ;
-
появление возможности для отечественных IT-специалистов и фирм занять свою нишу, конкурировать с западными компаниями хотя бы в пределах страны и ближнего зарубежья;
-
снижение зависимости от решений и политики западных компаний;
-
увеличение количества рабочих мест и повышение заработной платы для специалистов отрасли;
-
рост экспорта за счет увеличения разработок и развития отрасли;
-
рост импорта с дружественными странами – особенно это актуально для реестра ПО евразийского сегмента (стран-участниц Евразийского экономического союза);
-
активная разработка отечественных технологий в сфере IT.
Но вынужденное импортозамещение сопряжено с рядом проблем, например: несоответствие качества некоторых товаров и услуг международным и техническим стандартам, временная ограниченность ресурсов в сфере IT-продуктов, вынужденные бюджетные затраты на разработку и покупку отечественного ПО (затраты как государственного, так и частного сектора).
Способность компании выдерживать конкуренцию и продолжать свое нормальное функционирование зависит от того, насколько организация способна извлечь преимущества из сложившейся ситуации и управлять рисками.
Актуальность инструментов поддержки импортозамещения в РФ
С 2022 года активно внедряются меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса, ИП, самозанятых. Цель поддержки – помочь им в экономически сложный период, связанный с санкционной политикой и перестройкой внутреннего рынка.
Какая поддержка действует в России в сфере малого и среднего бизнеса
Критерии определения малого бизнеса – годовой доход не более 800 миллионов, а численность сотрудников не более 100 человек. Средним бизнесом считается организация с доходом не более 2 миллиардов и с численностью от 101 до 250 человек (штат увеличивается для некоторых организаций легкой промышленности и общепита). В 2023 году планируется изменить критерии. Для малого бизнеса до 1 миллиарда, для среднего – до 3 миллиардов, но законопроект пока не принят.
Основные меры поддержки, на которую могут рассчитывать такие организации:
-
консультативная и маркетинговая помощь в Центрах «Мой бизнес» в субъектах РФ;
-
льготные ставки по займам;
-
мораторий на возбуждение дел о банкротстве;
-
снижение налоговой нагрузки;
-
поддержка с помощью цифровой платформы – она дает возможность получать адресные и наиболее необходимые для развития бизнеса услуги;
-
мораторий на плановые (неналоговые) проверки бизнеса продлен до конца 2023 года;
-
налоговый вычет для участников СЗПК;
-
кредитование по льготной программе и гарантийная поддержка по кредиту;
-
отмена штрафов за поданную с опозданием уточненную налоговую декларацию;
-
неустойка по налогам зачисляется теперь с 31 дня просрочки;
-
компенсация расходов, связанных с использованием СБП;
-
гранты на открытие бизнеса.
Эти меры позволяют не только поддерживать малый и средний бизнес, но и развивать его, открывая новые финансовые и юридические возможности.
Показатели импортозамещения на предприятиях и в регионах: перспективы для малого и среднего бизнеса
Если до 2022 года доля отечественных IT-продуктов не превышала 10%, то после введения санкций спрос на отечественное ПО вырос в разы. Также увеличилась доля инвестиций в российские разработки.
Согласно исследованию J’son & Partners Consulting и учитывая текущие тенденции, к 2027 году доля отечественного ПО будет составлять 82%. Такая статистика показывает, что необходимость импортозамещения делает IT наиболее перспективной нишей для малого и среднего бизнеса. Также санкционное давление и уход западных компаний открывает для бизнеса и другие сегменты, в которых отечественные производители могут теперь преуспеть: авторынок, автозапчасти и комплектующие, индустрия моды, химическая промышленность, кофе и сахар, медицинские препараты, микросхемы и пр.
Господдержка предпринимателей в условиях санкций
Они пользуются практически всеми мерами поддержки, которые предоставляются малому и среднему бизнесу. Также предприниматели могут рассчитывать на «налоговые каникулы» до 1 января 2025 года, если ИП новый.
Также предприниматели имеют право не платить налог на имущество (объекты торгово-офисного назначения), получить специальный грант для молодых предпринимателей до 500 тысяч рублей. Если предприниматель мобилизован как участника СВО, ему продлеваются кредиты, займы, а выполнение взятых на него обязательств приостанавливается.
Как выглядит импортозамещение в России в сфере госзакупок
Уже несколько лет государственные закупки направлены именно на аккредитованные российские IT-компании, в том числе и на те, которые разрабатывают или поставляют отечественное ПО.
С одной стороны, такое решение было продиктовано необходимостью поддерживать отрасль и специалистов внутри страны, позволяя им повысить конкурентоспособность и прибыль. С другой стороны, целью было обезопасить критические сферы от влияния западных технологий (в том числе речь шла и о безопасности информации).
Важно! В 2023 году Президент подписал поручение, согласно которому в 2025 году все государственные компании, фонды, организации должны полностью перейти на отечественное ПО. И речь шла не только об объектах критической информационной инфраструктуры, как это было еще в 2022 году.
Правительство отмечает, что такой приоритет в закупках является основным. В ближайшей перспективе 70% от всех расходов на цифровизацию будет связано именно с госзакупками отечественного ПО.
Как это отразилось на отрасли? Во-первых, теперь госзакупки направлены только на приобретение отечественных IT-продуктов. Во-вторых, резко повысился спрос на них со стороны государственного сектора, что открывает для IT-компаний новые возможности для получения прибыли и разработки новых технологий.
Цифровая стратегия по переходу на отечественное ПО
Минцифры уже сейчас установил стратегические планы и сроки перехода на отечественные IT-продукты. В первую очередь жесткие требования коснулись объектов критической информационной инфраструктуры (здравоохранение, наука, военная и космическая промышленность, банки, энергетика, химические, горнодобывающие предприятия и пр.).
На сегодняшний день такие организации обязаны приобретать ПО из отечественного реестра или из дружественных стран (евразийский реестр ПО). Если в стране нет аналогов, которыми можно заменить зарубежные IT-продукты, организации потребуется разрешение от госорганов на приобретение этих продуктов, что требует времени и прохождения ряда проверок.
Также установлены сроки для перехода для органов госвласти и государственных внебюджетных фондов:
-
в 2024 году они должны завершить переход значимые объекты КИИ;
-
в 2027 году должен быть завершен переход организаций, не являющихся значимыми для КИИ, но обеспечивающих критически значимые функции госвласти, фондов, а также организаций, оказывающих государственные и муниципальные услуги;
-
в 2030 году все организации, связанные с государством, должны перейти на отечественное ПО.
На сегодняшний день можно сказать, что Минцифры гибко реагирует на стремительно меняющиеся условия рынка, поэтому ожидается дальнейшее изменение в законодательстве в сфере IT.
Все ли готово для подобного перехода
Согласно статистике КРОК (они провели опрос представителей организаций из совершенно разных сегментов бизнес-рынка) на сегодняшний день 87% отечественных компаний готовы к импортозамещению своего ПО – они ищут альтернативные IT-продукты, а 28% уже начали процесс замещения.
Несмотря на то, что появилось много российских IT-продуктов, а реестр отечественного ПО постоянно пополняется, переход происходит не так гладко. По данным того же опроса КРОК организации сталкиваются со следующими проблемами:
-
несовместимость нового продукта с другими решениями – с этим столкнулись 78% опрошенных;
-
нехватка пользовательского опыта при взаимодействии с новыми продуктами – 64% отметили, что это крайне усложняет переход на отечественное ПО;
-
реальные сроки перехода оказались длиннее, чем компании могли предположить – об этом заявили 36% опрошенных;
-
увеличение бюджета, необходимого для перехода – 28% признались, что рассчитывали на меньшие затраты;
-
несоответствие аналогов необходимому уровню безопасности – с такой проблемой столкнулись 24%;
-
низкая производительность после перехода на отечественные аналоги – это отметили 16% участников опроса.
Зная о возможных проблемах, можно их заранее свести к минимуму. Как? С помощью управления рисками и грамотному планированию.
План перевода компаний на отечественное программное обеспечение
Не так просто перейти на отечественное ПО так, чтобы процесс перехода минимально отразился на функционировании компании. Чтобы этого добиться, нужно придерживаться простой поэтапной схемы.
Алгоритм импортозамещения:
-
Оценка и планирование.
Вначале необходимо проанализировать задачи и функции, которым должно соответствовать новое ПО.
-
Выбор IT-продукта.
Он должен соответствовать полностью или в значительной степени установленным критериям.
-
Тестирование ПО.
Это подготовительный этап интеграции, который включает: резервное копирование, формирование новых конфигураций и тестирование работы самого продукта сначала с абстрактными, а затем с реальными данными. Тестирование позволяет выявить возможные недочеты и заранее их скорректировать. Также тестовый режим работы позволит сравнить ожидания от продукта и конечный результат, понять сильные и слабые стороны в функционировании, создать обучающую инструкцию для сотрудников (непосредственных пользователей ПО), либо сформировать курс по обучению.
-
Последовательный запуск.
Новый IT-продукт следует запускать в тех сегментах организации, которые занимаются не критическими для вашего бизнеса задачами – чтобы избежать серьезных сбоев в работе компании в целом. При этом следует выбирать наиболее квалифицированных и опытных сотрудников и в процессе внедрения ПО получать от них обратную связь.
-
Помощь персоналу.
Если ПО вводилось строго по представленному алгоритму, то еще до начала полного внедрения у вас уже будет четкое понимание особенностей функционирования нового IT-продукта, сложности, которые могут появиться у персонала, а также сформированная обучающая программа. На переходном этапе одной из задач становится поддержка и помощь сотрудникам, получение от них обратной связи, поощрение вопросов с их стороны.
Важно! Переход компании на новое ПО требует времени и финансовых затрат, но если изначально выработать четкий и продуманный план, то интеграция пройдет с меньшими потерями и сложностями.
Какое зарубежное ПО потребует замены
Мы живем в VUCA-мире, который имеет 4 характерные черты: нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность. Условия для бизнеса меняются стремительно: уходит все больше зарубежных поставщиков ПО, какие-то возвращаются, с какими-то получается взаимодействовать по каналам импортозамещения, появляются новые поставщики с востока.
Нельзя однозначно ответить, какое ПО исчезнет или появится завтра, через месяц, через год. Но уже сейчас очевидно, что велика вероятность необходимости замены зарубежных:
-
браузеров – Firefox, Chrome;
-
офисного ПО – исчезнет возможность приобретать новые лицензии Google, Microsoft;
-
приложений для корпоративных коммуникаций – стек Microsoft, Google Workspace, а также Jira, Bitbucket, Confluence, Postman и Miro;
-
CRM – средств управления предпринимательской деятельностью;
-
операционных систем.
Важно! В зоне риска облачные платформы (от Amazon, Google, Microsoft), сервисы, позволяющие работать с аналитикой (AppsFlyer, средства Google), многие редакторы кода, электронные библиотеки, мессенджеры, дизайн-инструменты (Figma, Adobe.), системы управления базами данных Oracle и Microsoft.
Решения в области импортозамещения ПО в России: что замещаем и на что
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь понять, какой именно IT-продукт требует замены на отечественный аналог, определить класс и технические характеристики продукта. Следующий шаг – анализ источников. Чтобы понять, что на что менять, можно воспользоваться, во-первых, установленным перечнем российских аналогов от Минцифры (приложение к Письму от 1. 04.22 г. N МШ-П8-1-070-14732). Там отражены в виде таблицы ПО, которые запрещены или ограничены на территории РФ, а также даются списком отечественные продукты, которые могут заменить зарубежные.
Также можно воспользоваться Реестром отечественного ПО, в котором находится актуальная информация о проверенных IT-продуктах российского рынка, которые соответствуют установленным стандартам безопасности. Искать подходящий аналог стоит через класс ПО – он отражен в реестре. Важно учитывать, что фактически реестров 2 – второй включает ПО из стран-участниц Евразийского экономического союза.
Примеры замещения на российские аналоги:
-
операционные системы – популярный Windows пока не уходит с российского рынка, но риск возможных ограничений, особенно в приобретении новых лицензионных продуктов велик, поэтому следует рассмотреть альтернативы: РОСА Linux, AlterOS, Alt Linux, РЕД ОС (спор Windows vs Linux все еще актуален);
-
офисные пакеты – следует обратить внимание на AlterOffice, Р7 Офис;
-
почтовые сервисы - CommuniGate Systems, МойОфис Почта 2, VK;
-
системы управления базами данных – крупнейшие из организаций, которые разрабатывают отечественный аналог СУБД: Аренадата софтвер, Postgres Professional, Ред софт;
-
средства защиты от киберугроз – проблемы могут возникнуть у пользователей Avast Software, NortonLifeLock Inc., лучшие аналоги для них Kaspersky, Dr. Web.
Многим сейчас приходиться делать выбор: эмуляция или нативное ПО. В каждом есть свои преимущества и недостатки. При эмуляции разработчик уделяет больше времени функционалу, но при этом редко можно добиться высокой скорости и стабильной работы ПО. Вторая проблема – невозможность выбрать гарантированно безопасный источник установки.
При нативном ПО перед вендором стоит необходимость пополнения штата и проведения тестирования продукта, зато повышается безопасность и стабильность работы.
Участники рынка IT по-разному реагируют на вынужденное импортозамещение в своей отрасли. ИТ специалисты выражают готовность осваивать новые задачи, разрабатывать новые продукты, при условии достойного финансирования и поддержки. Пользователи относятся к переменам более скептически, многие отмечают, что им трудно перестроиться и осваивать новые ПО.
Для российского бизнеса переходный этап достаточно сложен и затратен, до сих пор многие проблемы не нашли своего решения, однако в перспективе обретение независимости от западных вендоров пойдет на пользу развитию отрасли.
Заключение
Необходимость импортозамещения в сфере IT неизбежно сопряжена с трудностями, нехваткой подходящих аналогов, временными и материальными затратами. Но, в силу сложной международной обстановки, неизбежность перехода на отечественное ПО – это данность, которую нужно принять и строить свою дальнейшую бизнес-стратегию исходя из сложившихся условий.
Именно понимание условий, способность их принять и реагировать на них через грамотное планирование импортозамещения, определяет, насколько оно будет успешным и насколько вы сможете минимизировать неизбежные риски в связи с переходом на отечественные IT-продукты.