Аналитическое агентство холдинга Т1 провело исследование российского нефтегазового сектора по итогам 2023 года. Они проанализировали 381 компанию корпоративного сегмента из базы Агентства инноваций Москвы. В результате исследования был определён общий объём инвестиций и средний уровень цифровизации на рынке, а также глубина проникновения технологий и тенденции развития.
Исследование основано на анализе данных об использовании цифровых технологий. Источником информации послужили данные статистического наблюдения по форме № 3-информ, опубликованные Федеральной службой государственной статистики (Росстат) седьмого августа 2024 года.
Данные Росстата об использовании цифровых технологий представлены в обобщённом виде на основе отчётности юридических лиц.
В 2023 году компании нефтегазового сектора потратили на цифровую трансформацию 53 млрд рублей, что на 17 % больше, чем в предыдущем году. Большая часть затрат (43,8 %) пришлась на приобретение, адаптацию и интеграцию программного обеспечения, причём 19 % из них — на российское ПО, включая его кастомизацию.
Учитывая, что киберугрозы и утечки данных растут с каждым годом, это влияет не только на репутацию компаний, но и на непрерывность их работы. Поэтому бизнесу необходимо постоянно инвестировать в информационную безопасность (ИБ).
По итогам 2023 года вложения в ИБ составили лишь 4,35 млрд от общей выручки. По мнению аналитиков, этого критически мало, так как большинство объектов относится к критической инфраструктуре, требующей усиленной защиты.
Наиболее популярными средствами защиты данных стали:
-
электронная подпись (90 %);
-
средства строгой аутентификации (85 %);
-
брандмауэр (76 %).
Также бизнес активно интересуется системами обнаружения вторжений (57 %) и инструментами анализа и контроля защищённости (46 %).
Из-за низкого уровня внедрения технологий в отрасль искусственный интеллект, цифровые двойники и промышленные роботы используются реже всего. Их доля составляет 6,7 %, 6 % и 4 % соответственно. При этом компании, применяющие ИИ, используют его для компьютерного зрения (59,1 % игроков) и автоматизации процессов (половина компаний).