Цели и задачи документа
Нормативно-правовой акт разработан Минобрнауки России совместно с Минэкономразвития и Минпромторгом.
Цели и задачи Концепции:
-
ускорение экономического развития страны через установление национального контроля за критическими технологиями;
-
использование собственных разработок для роста экономики России;
-
повышение производительности целевых предприятий через внедрение нового оборудования и программного обеспечения.
Для достижения заданных ориентиров потребуется установка паритета со странами-лидерами по технологиям, необходимым для внешней и внутренней безопасности страны. Также необходимо создать условия для лидерства по межотраслевым областям.
Основные направления технологического развития
Главный ориентир Концепции – к 2030 году национальная экономика обеспечивает производителей высокотехнологичной продукции на уровне не менее 75%. Приоритетные области – микроэлектроника, робототехника, авиакосмическое и медицинское оборудование, фармпрепараты, а также программные и телекоммуникационные технологии.
Информационные технологии
Работа с информацией затрагивает ключевые направления Концепции.
Главные моменты:
-
высокопроизводительные ЭВМ, контроль за суперкомпьютерами;
-
создание методов обработки информации: распознавание, воспроизведение речи, машинный перевод текстов;
-
создание сложных баз данных;
-
совершенствование программ искусственного интеллекта и т.д.
Важно! Сфера информационных технологий взаимосвязана с приоритетными направлениями, поэтому потенциал для бизнеса в этой области неисчерпаем. Особое внимание уделяется информационной безопасности, поскольку цифровизация экономики и серьезное технологическое развитие требуют защиты.
Медицина и биотехнологии
Медицина и биотехнологии – отрасли Концепции, развитие которых влияет на экономику страны. Многие препараты, оборудование и комплектующие поставляются из-за рубежа, и сбои в поставках недопустимы.
Направления:
-
хирургическая техника;
-
медицинская визуализация;
-
лекарственные средства;
-
регенеративная медицина;
-
сложные импланты и т.д.
Технологический суверенитет в области медицины и биотехнологий призван обеспечить потребителей соответствующими товарами и оборудованием. Целевые ориентиры - повышение вероятности полного излечения пациентов с серьезными заболеваниями, увеличение продолжительность жизни.
Промышленность и транспорт
Среди принципов промышленной политики Президент России В.В. Путин назвал достижение технологического суверенитета. По его мнению, транспортная и промышленная сферы обязаны не копировать зарубежные образцы, а создавать продукты с улучшенными характеристиками.
Важно! У России есть критически важные технологии и перспективные проекты. Однако, необходимо повысить имидж производителей страны на мировом и внутреннем рынке. Речь идет о товарах и компонентах, заменяющих импортные, то есть о вынужденном импортозамещении. В дальнейшем выпускаются высококонкурентные изделия для внутреннего применения и вывода на внешние рынки. Нужен вектор развития, направленные не на отдельные предприятия, а на промышленные кластеры. Внимание уделяется судостроению, авиации и космостроению, экологичным видам транспорта.
Энергетика и экология
Россия - производитель, потребитель, экспортер углеродных энергоресурсов и электроэнергии. Энергетический комплекс в России - заказчик для большинства отраслей промышленности, поэтому приобретение технологического суверенитета - первоначальная задача.
Направления исследований в области энергетики и экологии:
-
внедрение промышленных систем накопления энергии;
-
развитие внутреннего рынка экологичного топлива;
-
работа с «парниковым» газами и последствиями глобального потепления;
-
получение и использование водорода;
-
мониторинг и стабилизация зоны «вечной мерзлоты», которая занимает 65% территории страны.
Россия входит в тройку мировых производителей энергоресурсов, но на научно-исследовательские проекты тратит меньше средств, нежели другие развитые страны . Затраты составляют 1% от ВВП. Недофинансирование снижает количество и качество новых разработок в сфере ресурсов и экологии.
Меры поддержки технологического развития
Государство поддерживает идею приобретения технологического суверенитета и поддерживает предприятия технологической сферы, предоставляя налоговые льготы, государственные программы, инвестиции, поддержке образовательных организаций и научных центров. Уже внедрены некоторые финансовые инструменты поддержки разработки новых продуктов.
Налоговые льготы
Государство оптимизирует налоговые условия для стимулирования научно-исследовательских и технологических работ путем введения режима «патентной коробки», при котором понижается ставка налога на прибыль с оборота прав на результаты интеллектуального труда. Кроме этого предлагается:
-
отменить обложение НДС со сделок с правами на интеллектуальную собственность;
-
отменить взносы во внебюджетные фонды с вознаграждений за результаты интеллектуальной деятельности;
-
поэтапно увеличить коэффициент, позволяющий списывать затраты на научно-исследовательские работы на себестоимость;
-
применять повышающий коэффициент затрат на разработки.
Устранение многих налоговых ограничений, снижение налоговых ставок позволит компаниям свободнее чувствовать себя на рынке научно-исследовательских разработок и увеличить затраты на сами разработки.
Государственные программы и инвестиции
Государство предлагает предприятием технологического сектора льготную ипотеку по ставке 5% годовых. Также в России действуют инструменты поддержки технологических инноваций:
-
выделяются квоты на исследовательские проекты;
-
увеличиваются сроки финансирования разработок по этапам;
-
финансируются параллельные линии разработки технологий продуктов одного назначения;
-
снижаются требования к инноваторам при получении государственных дотаций;
-
финансируются сложные и рискованные исследования.
Помимо вышеперечисленного создана и работает система постоянного контроля за финансированием научно-исследовательских и технологических разработок в выделенных приоритетных областях.
Образование и наука
Концепция технологического суверенитета опирается на исследовательские проекты, поэтому внимание уделяется образованию и подготовке кадров. На предыдущем этапе развития Российской Федерации утерян престиж научных профессий, что привело к усилению кадрового недостатка в области технологий. Дефицит отмечается в инженерных специальностях, а также физических и математических отраслях.
В образовании:
-
уточняются образовательные программы по приоритетным областям развития;
-
проводится мониторинг и прогнозирование рынка труда и структуры занятости по приоритетному направлению;
-
создаются и мотивируются научные коллективы, включающие молодых ученых;
-
обучающиеся образовательных организаций высшего образования вовлекаются в мероприятия проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»;
-
на базе ВУЗов создаются научные лаборатории;
-
популяризируются и поддерживаются программы дополнительного профессионального образования в приоритетных областях;
-
студенты поощряются специальными премиями и грантами.
Это усиливает роль технологий как фактора развития экономической и социальной сферы и привлечения в науку молодых ученых.
Проблемы и риски технологического развития
Перед страной стоят серьезные экономические вызовы. Введение новых санкций влечет за собой усиление рисков технологического развития. Последствия возникают в экономической и социальной сфере, а также в правовой и этической области.
Экономические и социальные последствия
Экономические последствия:
-
рост затрат на научно-исследовательские проекты;
-
увеличение конкуренции на рынке технологичных продуктов и услуг;
-
необходимость стимулирования спроса на проекты со стороны заказчиков и конечных потребителей.
Спрос на российскую продукцию обусловлен структурными факторами, которые связаны с интеграцией российской экономики в глобальные производственные цепи. Компании не желают инвестировать средства в долгосрочные проекты, а нацелены на быстрое извлечение прибыли.
Этические и правовые аспекты
Внедрение Концепции технологического развития требует сопутствующих нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в законодательство. На федеральном уровне изменяется налоговая сфера. На региональном - вводятся новые законы, регулирующие финансирование и деятельность территориальных научных центров.
Этические аспекты технологического суверенитета заключаются в том, чтобы проекты не копировали уже существующие. Для этого на уровне образовательных учреждений проводится работа по формированию этических принципов научно-исследовательских разработок.
Прогнозы и перспективы
Цели и задачи, поставленные в Концепции технологического развития, имеют точные прогнозные показатели. В России создаются условия для создания комфортной доступной среды функционирования предприятий.
Прогнозы экономического роста
Для экономического роста Концепция предполагает целевые показатели:
-
вывести 75% товаров в российское производство;
-
увеличить затраты на исследования до 45%;
-
повысить инновационную активность в 2,3 раза;
-
увеличить объем товаров собственных производителей на рынке в 1,9 раза;
-
увеличить число патентных заявок в направлениях развития – в 2,4 раза.
По прогнозам экспертов, к 2030 году экономический рост составит 8,5% в соотношении с 2021 годом.
Новые технологии и инновации
Разработка собственных продуктов приведет к ускоренному импортозамещению, улучшению качества товаров и услуг, повышению обеспеченности российских потребителей. В результате мероприятий прогнозируется увеличение объемов производимых товаров в 1,6 раза, снижение зависимости от иностранных товаров в 3 раза.
Заключение
Концепция технологического развития до 2030 года содержит основополагающие аспекты по достижению суверенитета России. В документе приведены отрасли, инновации в которых имеют первостепенное значение. Также указаны целевые показатели, особенности государственной поддержки и этапы реализации Концепции.