Что такое Scrum
Scrum – это гибкий метод управления проектами, который обладает итеративным и инкрементальным подходом к разработке и доставке продукта. Он акцентирует внимание на эффективной командной работе, постоянном обучении и быстрой адаптации к изменениям внешних условий или требований.
Scrum включает в себя ясно определенные роли, такие как Scrum-мастер, владелец продукта и разработчики, а также циклы разработки, известные как спринты, которые обеспечивают прозрачность, коллаборацию и доставку ценности (продукта) клиенту на протяжении всего процесса.
История появления
Scrum был впервые представлен в 1980-х годах японскими разработчиками Хиротакой Такэучи и Нонака Такэучи как методология разработки программного обеспечения. Оригинально он был вдохновлен техниками, используемыми в производстве автомобилей Toyota.
Позже, в 1995 году, Кэн Швабер и Джефф Сазерленд внесли значительный вклад в развитие Scrum, формализовав его в виде фреймворка. Затем, в 2001 году, Сазерленд совместно с Майком Бидлом описал основные принципы и практики в своей книге «Agile Software Development with Scrum».
С тех пор Scrum получил широкое применение не только в разработке ПО, но и в различных сферах, где командная работа и быстрая адаптация к изменениям играют ключевую роль.
Зачем нужна методология Scrum
Методология Scrum необходима для управления проектами и достижения успешных результатов в динамичной и неопределенной среде. Она предлагает гибкий и итеративный подход к разработке и доставке продукта, позволяя командам быстро адаптироваться к изменениям требований и условий. Несколько ключевых причин, почему методология Scrum полезна:
-
Увеличение прозрачности.
-
Обеспечение гибкости и адаптивности.
-
Улучшение командной работы.
-
Быстрая доставка ценности.
-
Постоянное улучшение.
Важно! Методология Scrum позволяет командам эффективно работать в изменчивой среде, обеспечивая высокую прозрачность, гибкость и доставку ценности клиенту.
Важно! Методология Scrum позволяет командам эффективно работать в изменчивой среде, обеспечивая высокую прозрачность, гибкость и доставку ценности клиенту.
Чем Scrum отличается от Kanban
Scrum и Kanban – две различные методологии гибкого управления проектами. Краткое сравнение:
Scrum:
-
Использует итеративный подход с определенными временными рамками (спринтами).
-
Включает в себя четко определенные роли (Scrum Master, Product Owner, разработчики).
-
Работа организуется в виде спринт-планирования, ежедневных стендапов, обзора и ретроспективы.
-
Основан на принципе ограниченного набора работ в каждом спринте (backlog) и жестко определенной продуктовой цели.
Kanban:
-
Основывается на визуальной доске (Kanban-доске) с разделением задач на колонки.
-
Работа осуществляется на основе потока задач, без использования фиксированных временных рамок.
-
Нет определенных ролей, акцент делается на самоорганизации команды.
-
Основной принцип – ограничение одновременного количества задач в работе (WIP limit) для обеспечения более плавного потока работы и уменьшения времени отклика.
В обоих методологиях уделяется внимание прозрачности, непрерывной улучшению и доставке ценности клиенту, однако Scrum более формализован и ориентирован на итеративность, в то время как Kanban более гибок и фокусируется на потоке работы. Выбор между ними зависит от требований и предпочтений команды и проекта.
Концепция Scrum-методологии
Концепция Scrum-методологии основана на гибком подходе к управлению проектами и разработке продуктов. Она включает в себя использование коротких циклов разработки (спринтов), четко определенных ролей команды, постоянное обновление и приоритизацию списка задач (Backlog), ежедневные совещания (стендапы) и регулярные обзоры (демонстрации) и ретроспективы для обратной связи и улучшений.
Основной акцент делается на прозрачности, самоорганизации команды, адаптации к изменениям и постоянному улучшению процесса разработки.
Роли в Scrum
Scrum определяет три ключевые роли:
-
Владелец продукта (Product Owner): владелец продукта представляет интересы заказчика и пользователей продукта. Он отвечает за определение и приоритизацию требований, создание и поддержку Backlog'а (списка задач), а также за обеспечение максимальной ценности продукта. Владелец продукта работает в тесном взаимодействии с командой и принимает решения о содержимом каждого спринта.
-
Скрам-мастер (Scrum Master): роль скрам-мастера заключается в обеспечении эффективного применения Scrum-методологии в команде. Он служит как наставник и тренер команды, помогая разработчикам и владельцу продукта понять и применять принципы Scrum. Скрам-мастер отвечает за поддержание прозрачности, устранение препятствий и обеспечение продуктивности команды.
-
Команда разработчиков: разработчики являются основным исполнительным элементом команды Scrum. Они отвечают за выполнение задач из Backlog'а, разработку и доставку продукта. Разработчики самоорганизованы, обеспечивают качество работы и постоянное улучшение процесса разработки.
Каждая роль имеет свои специфические обязанности и взаимодействует с остальными участниками команды для достижения целей проекта.
Практики в Scrum
Scrum включает в себя несколько практик, которые помогают команде управлять процессом разработки и доставки ценности:
-
Спринт: представляет собой фиксированный временной период, обычно от одной до четырех недель, в течение которого команда выполняет определенный объем работы. В начале спринта определяются цели и планы, а затем команда работает над задачами, выбранными из Backlog'а.
-
Ежедневные Скрам-встречи: команда проводит короткое ежедневное совещание, на котором каждый член команды сообщает о своих достижениях, планах и препятствиях. Это помогает поддерживать прозрачность, синхронизацию и обнаруживать проблемы в ранней стадии.
-
Встречи по обзору спринта: по окончании спринта команда представляет свои достижения заказчику и заинтересованным сторонам. На обзоре команда демонстрирует завершенную работу и получает обратную связь для последующего улучшения.
-
Аварийная остановка спринта: решение команды Scrum прекратить спринт из-за серьезных проблем или изменений, мешающих достижению его целей. Это позволяет переоценить ситуацию и принять дальнейшие решения.
Практики Scrum предназначены для обеспечения прозрачности, гибкости и непрерывного улучшения процесса разработки, а также для обеспечения доставки ценности клиенту на каждом этапе разработки продукта.
Артефакты в Scrum
В Scrum существуют три основных артефакта:
-
Журнал продукта: это список задач, требований и идей, которые необходимо выполнить для создания и развития продукта. Backlog продукта управляется и приоритизируется владельцем продукта и содержит элементы, которые могут быть включены в будущие спринты.
-
Журнал спринта: это подмножество элементов из Backlog'а продукта, выбранных командой для выполнения в текущем спринте. Журнал спринта содержит конкретные задачи, которые команда планирует завершить в его рамках. Он является основой для работы команды во время спринта.
-
График спринта: представляет собой визуальное представление прогресса команды в выполнении задач спринта на протяжении времени. Он отображает оставшуюся работу (оси Y) по отношению к времени (оси X).
Эти артефакты обеспечивают прозрачность, гибкость и видимость прогресса в процессе разработки. Они служат основой для планирования, управления и оценки работы команды Scrum, а также обеспечивают понимание целей и доставку ценности продукта.
Основные принципы работы по Scrum
Основные принципы работы по Scrum включают:
-
Итеративность и инкрементальность: работа разделена на короткие спринты, что позволяет получать обратную связь и показывать функциональность продукта.
-
Коллективная работа и самоорганизация: Команда Scrum сама организует работу, принимает решения и выполняет задачи, обеспечивая эффективное достижение целей спринта.
-
Роли и ответственности: Чётко определенные роли – владелец продукта, Scrum-мастер и разработчики – имеют свои обязанности и способствуют достижению общей цели.
-
Прозрачность и обратная связь: Прозрачность в команде и с заинтересованными сторонами обеспечивает видимость прогресса работы, а регулярная обратная связь помогает внести корректировки и улучшения.
-
Постоянное улучшение: Команда анализирует свою работу, ищет способы улучшения и внедряет изменения, основываясь на регулярных ретроспективах и обратной связи.
-
Адаптация и гибкость: Scrum способствует быстрой адаптации к изменяющимся условиям, позволяя команде гибко менять планы и пересматривать приоритеты в процессе разработки.
Эти принципы помогают команде Scrum достигать гибкости, прозрачности и эффективности в разработке продукта, а также способствуют непрерывному улучшению процесса работы.
Философия scrum
Философия Scrum основана на следующих принципах:
-
Суть командной работы в Scrum: подчеркивает важность коллективной работы и взаимодействия между членами команды. Успех достигается путем совместного решения задач и достижения общей цели.
-
Нет мультизадачности: Scrum поощряет фокусировку на выполнении одной задачи за раз. Это помогает избежать разброса внимания и повышает эффективность работы.
-
Никаких переработок: Scrum противопоставляет идею переработок, поскольку они могут приводить к усталости и снижению производительности. Работа должна быть рационально распределена внутри спринта.
-
Суть работы – поток: стремится обеспечить непрерывный поток работы, минимизируя задержки и устраняя преграды. Это позволяет улучшить производительность и доставку ценности.
-
Скрам и счастье: признает важность командной радости и удовлетворения от работы. Команда должна находить удовольствие в достижении результатов и росте, а Скрам обеспечивает структуру и инструменты для достижения этой цели.
Эти принципы философии Scrum помогают команде достичь высокой производительности, эффективности и счастья на рабочем месте, обеспечивая рамки и подходы, которые способствуют успешной реализации проекта.
Плюсы и минусы Скрам
Методология имеет свои плюсы и минусы.
Преимущества
Наиболее значительные преимущества:
-
Отсутствие бюрократии и довольные сотрудники: Scrum способствует устранению излишней бюрократии и сосредоточению на результате. Это создает благоприятную рабочую атмосферу и повышает удовлетворенность сотрудников.
-
Готовый идеальный продукт: Scrum позволяет команде создавать инкременты функциональности продукта в каждом спринте, постепенно приближаясь к идеальному конечному продукту.
-
Получение обратной связи и продукта, который купят: регулярные демонстрации и обратная связь от заинтересованных сторон помогают команде создавать продукт, который реально отвечает потребностям клиентов и рынка.
-
Внутренняя обстановка: Scrum способствует укреплению внутренних отношений в команде и повышению взаимопонимания. Четкие роли, прозрачность и открытая коммуникация способствуют здоровой и продуктивной обстановке.
-
Экономия: Scrum способствует оптимизации процесса разработки и управлению рисками, что может привести к экономии времени и ресурсов. Команда может быстрее и эффективнее достигать поставленных целей и минимизировать возможные затраты.
Эти преимущества делают Scrum привлекательным выбором для организаций, стремящихся к более гибкому и результативному подходу к разработке продукта. Он помогает создать команду, которая работает эффективно, достигает высоких результатов и создает ценность для клиентов и организации.
Недостатки
Минусы методологии:
-
Команда: Scrum требует хорошей командной динамики, сотрудничества и взаимодействия. Если в команде есть проблемы с коммуникацией, недостаточным уровнем самоорганизации или нехваткой опыта, это может негативно сказаться на эффективности.
-
Планирование: Scrum основан на гибком планировании, что может быть проблемой для некоторых организаций или проектов, особенно в случаях, когда требования или окружение меняются часто и быстро.
-
Время: Scrum имеет строгое использование времени, определяемое длительностью спринтов. Это может быть тяжело для команд, особенно если у них есть жесткие сроки или ограничения, которые не всегда легко умещаются в рамки спринта.
-
Жесткость: внедрение Scrum требует дисциплины и соблюдения его принципов. Это может оказаться вызовом для организации или команды, которая привыкла к более свободным или предсказуемым методологиям разработки.
Эти недостатки не означают, что Scrum неэффективен или неприменим. Они просто указывают на потенциальные вызовы или аспекты, которые нужно учесть и управлять при внедрении и применении Scrum в конкретном контексте. Распознавание и решение этих недостатков позволит команде лучше использовать преимущества и достичь успешных результатов.
Процесс работы Scrum-команды
Для успешной разработки необходимого продукта важно правильно организовать весь процесс работы.
-
Разработка бэклога продукта.
Команда совместно с заказчиком и заинтересованными сторонами определяет и описывает требования и функциональности продукта в виде бэклога продукта.
-
Сбор команды.
Формируется команда, состоящая из участников, имеющих различные навыки и умения, необходимые для разработки продукта.
-
Планирование коротких циклов (спринтов).
Команда планирует работу на короткий период времени, называемый спринтом, обычно продолжительностью от одной до четырех недель. Она определяет, какие задачи будут выполнены во время спринта и как будет достигнута его цель.
-
Scrum-митинг или стендап.
Команда проводит ежедневное короткое собрание, называемое стендапом или Scrum-митингом, где каждый член команды сообщает о своем прогрессе, проблемах и планах на текущий день. Это помогает поддерживать прозрачность и синхронизацию в работе команды.
-
Scrum-доска.
Команда использует Scrum-доску, на которой отображаются задачи и их статус. Она помогает визуализировать прогресс работы, контролировать задачи и обеспечивать прозрачность для всей команды и заинтересованных сторон.
-
Подведение итогов спринта.
По окончании спринта команда проводит ретроспективу, где оценивает свою работу, выявляет сильные и слабые стороны, а также предлагает улучшения для будущих спринтов.
-
Обзор результатов работы над проектом.
По завершении спринта команда проводит обзор с заказчиком и заинтересованными сторонами, демонстрируя достигнутый прогресс и получая обратную связь. Это позволяет вовлеченным сторонам оценить результаты работы и внести необходимые изменения в дальнейшей разработке продукта.
Ошибки работы по Scrum
При работе по Scrum могут возникать следующие ошибки:
-
Неправильное формирование команды: недостаточная подготовка или несбалансированный состав команды может привести к низкой эффективности и неспособности достигать поставленных целей.
-
Неправильное планирование спринтов: неправильная оценка задач, завышенные или заниженные ожидания относительно объема работы в спринте, могут привести к несоблюдению сроков и недостаточной производительности.
-
Недостаточная коммуникация: недостаточная или неэффективная коммуникация внутри команды или с заказчиком может привести к непониманию требований, неправильному выполнению задач и низкому качеству продукта.
-
Неправильное использование инструментов Scrum: Некорректное использование Scrum-доски, неправильное ведение бэклога продукта или отсутствие регулярных стендап-собраний может привести к потере прозрачности, управляемости и согласованности в работе команды.
-
Отсутствие гибкости: если команда не может гибко реагировать на изменения требований, препятствия или возникающие проблемы, процесс работы по Scrum может стать жестким и непродуктивным.
-
Недостаточная вовлеченность заказчика: Отсутствие активной роли заказчика или недостаточная обратная связь может привести к разработке продукта, который не соответствует ожиданиям или требованиям рынка.
Эти ошибки не означают, что Scrum неэффективен. Они указывают на возможные проблемы, которые могут возникать при неправильной реализации Scrum-процесса. Исправление этих ошибок требует внимания, обучения и непрерывного совершенствования работы команды.
Книги по Scrum
Если есть цель научиться управлять командой, используя данную методологию, то специальная литература может в этом помочь:
-
Jeff Sutherland. «Scrum. Революционный метод управления проектами».
-
Roman Pichler. «Управление продуктом в Scrum».
-
Kenneth Rubin. «Основы Scrum».
-
Jeff Sutherland, Ken Schwaber. «Софт за 30 дней».
-
Zuzana Sochova. «Путь скрам-мастера».
-
Mike Cohn. «Пользовательские истории. Гибкая разработка программного обеспечения».
-
Ilan Goldstein. «Scrum без ошибок».
-
Ken Schwaber. «Скрам».
Все книги написаны на основе личного опыта авторов и включают самую полезную информацию.
Заключение
Scrum является гибкой и итеративной методологией разработки, которая способствует эффективному управлению проектами и достижению успешных результатов. Он обладает множеством преимуществ, таких как высокая прозрачность, быстрая обратная связь, улучшенное управление рисками и способность быстро адаптироваться к изменениям.
Однако, для успешной реализации Scrum необходимо правильное формирование команды, соблюдение принципов и практик, а также активное участие заказчика. Кроме того, важно осознавать потенциальные ошибки и препятствия, которые могут возникнуть в процессе работы по Scrum, и стремиться к их устранению для достижения наилучших результатов.